Напишу о том, что долгое время не дает покоя. О противостоянии среди разных течений хороводников. ФОЛЬКЛОРИСТЫ и условно «СОВРЕМЕННЫЕ ХОРОВОДНИКИ».
Вроде бы одно общее дело делаем со своими нюансами, со своими особенностями. И все понимают, что сила в единстве. Но столько всего пытается нас разъединять, а мы ведемся, как дети малые. И ищем новые доказательства того, как и в чем ОНИ не правы. А ведь на чем фиксируем внимание, то и развивается. Развивается РОЗНЬ!
Конечно, различия есть. Если очень коротко, то это так:
1. Фольклористы. Изучают источники и продвигают традицию в чистом виде. Одежда, песни, танцы, сказки… Стараются воспроизводить точь-в-точь. Песня вплоть до говора, головной убор вплоть до ткани и узора. Чтобы не исказить. В вечерках сами поют и сами играют на инструментах. Раньше же так и было!
2. Современные хороводники.
Берут традицию и, пропуская через себя, воспроизводят. Могут что-то менять и добавлять, чтобы современные люди, далекие от народной культуры, вдохновились и встали в тот же хоровод. Могут использовать аппаратуру, современные обработки народной музыки. При этом очень важны светлые объединяющие образы, состояние потока и прокачка всех энергетических тел.
Фольклористы частенько обзывают вторых «калина-малина» и марсианами. Упрекают, что вместо традиции – эгрегор конкретного человека. Что так не одевались, что в глаза друг другу не смотрели, что в такт музыке не ходили и т.п.
Вторые против чистой традиции потому, что современных людей она совсем не привлекает, даже отпугивает. Потому как, во-первых, слишком много пессимизма в песнях. У народа последние века достаточно было горестей и невзгод, в итоге и в песнях народ поет про «с войны не вернулся», «пьет и бьет», «горькую судьбину» и подобное. Во-вторых, со стороны людям не в теме просто непонятно, о чем поют. Петь надо чтоб рот корытцем, слова четко не проговариваются, много слов устаревших и диалектов – это так нужно, в этом весь колорит. Но если ты песню не учишь, разбираясь в каждом слове, чувствуя его смысл, то со стороны она часто воспринимается как «непонятные завывания». Это раздражает и отпугивает. Человек чувствует себя чужим на празднике жизни и просто уходит. А хочется, наоборот, чтобы люди прониклись, почувствовали, как же это здорово!
Что я вижу, находясь внутри второго течения, но увлекаясь фольклором? Очень много примеров, когда люди начинают со второго, а потом так проникаются, что уже идут в глубину. И вот уже некогда «непонятные завывания» очень даже отзываются, люди начинают понимать смысл и чувствовать, что все это не просто так, что каждое слово и действие несет глубокий смысл. И если ты внутри этого процесса, то это красиво и потрясающе здорово.
ДОРОГИ МОИ ХОРОШИЕ, РОДНЫЕ ЛЮДИ! В НАС ВСЕХ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ТОГО, ЧТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ. МЫ ВОЗРОЖДАЕМ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ, И КАЖДЫЙ ВНОСИТ В ЭТО СВОЮ ЧАСТИЧКУ. МЫ СТАРАЕМСЯ ПРОБУДИТЬ В ЛЮДЯХ РОДОВУЮ ПАМЯТЬ. МЫ СВОИМ ПРИМЕРОМ ПОКАЗЫВАЕМ, ЧТО МОЖНО ЖИТЬ И ОТДЫХАТЬ ПО-ДРУГОМУ И ЧТО «ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ» МОЖЕТ ДАВАТЬ ЛЮДЯМ ТЕ СМЫСЛЫ И ГЛУБИНУ, О КОТОРЫХ ТОСКУЕТ НАША ДУША И КОТОРЫЕ ЛЮДИ СЕЙЧАС ГДЕ ТОЛЬКО НЕ ИЩУТ. И ЭТО МОЖЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ УЖЕ НА СОВСЕМ НОВЫЕ ПЕСНИ, ТАНЦЫ И ДАЖЕ НАРЯДЫ. ЗНАЧИТ В ЭТОМ ЕСТЬ ЖИЗНЬ. И ЗНАЧИТ В ЭТОМ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ.
ДАВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА БЕРЕЧЬ, УВАЖАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ! В ЭТОМ НАША СИЛА!
#хоровод, #фольклор, #традиция, #единство, #хороводымира, #хороводыРоссии, #СоСветомПоСвету, #центрСотворение,